О поисковой работе мы поговорили  с  ответственным секретарем Нижегородской поисковой организации  «Курган»  Дарьей Петровой.

– Дарья, расскажите немного о нижегородском  поисковом  отряде
«Курган»  и  об  основных направлениях его работы.
–  Сначала  на  базе  музея Горьковского государственного университета бы создан поисковый отряд «Долг». В июле 1988 года он отправился в первую экспедицию в Вяземский район Смоленской области. Тогда же был найден первый боец. На базе отряда «Долг» в 1993 году была сформирована поисковая организация «Курган». За время своей деятельности в поисковую работу были вовлечены более 3000 студентов разных вузов, проведено 150 экспедиций, найдены и захоронены останки 5500 красноармейцев, установлены имена 443 бойцов, пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны.
Участники  отряда  не  только выезжают в полевые экспедиции, но и проводят работу по установлению имен и поиску родных найденных бойцов, а также делают обработку запросов от нижегородцев по установлению судеб их близких, погибших в годы Великой Отечественной.
С  2015  года  силами Нижегородской областной молодежной
общественной поисковой организации «Курган»  ведется  проект
«Нижегородская Книга Памяти». Проект «Нижегородская народная
Книга Памяти» призван собрать всю возможную информацию о воинах­-горьковчанах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также в ходе других военных конфликтов ХХ и ХХI веков.
Возможность вносить данные в базу (после соответствующей проверки модераторами) имеют все посещающие и зарегистрированные пользователи. Это позволяет коллективными усилиями быстро внести на сайт максимум информации и дает возможность разместить сведения не только из государственных архивов, но и из частных источников, в первую очередь, из семейных собраний.

– Как вы выбираете район поисков?
–  Изучаются  карты,  данные аэрофотосъёмки  времён  войны  и
журналы ведения боевых действий.Очень важно то, что один и тот же район  является  местом  поиска  на протяжении многих лет. В частности, для  нашего  отряда  таким  местом является  Бельский  район  Тверской области.

–  Скажите,  а  у  многих найденных  военнослужащих  вам
удается установить личность?
– Самой желанной находкой на раскопе является смертный медальон.
Если он нашелся, бумажка в нем полностью не истлела, если она заполнена, есть возможность узнать имя бойца.
Бывает, что находится медальон с полностью заполненными данными и они читаются, но это редкость. Второй путь  –  личные  вещи.  Их  часто подписывали: котелки, фляжки, ремни,
ложки.  Если  на  них выцарапана фамилия, то это уже след. Бывает еще, что  чудом  уцелел  какой­-либо документ…
А так статистика печальная. К сожалению, в среднем только один из
20 найденных бойцов обретает имя.
– Что происходит после того, как вы  установили  личность  воина?
Пытаетесь ли вы найти его родных?
– Конечно, мы сами ищем этих людей. В основном, обращаемся к
местной  администрации, размещаем информацию в газетах, социальных сетях  а также просим помощи у региональных
поисковиков.  Разные ситуации  случаются.  У  нас,  к
сожалению, бывало и так, что находишь родственника, а ему это не интересно. В этот момент бывает очень обидно за
погибшего бойца. И даже непонятно, откуда такое безразличие. К счастью, это  редкие  случаи.  Обычно  люди радуются, благодарят за нашу работу.
Часто  уже  родные  нам  многое рассказывают  о  погибшем.  Иногда
много интересного узнаешь: как на фронт бойца провожали, в каком звании он служил, как ждали его с фронта всю жизнь. Слезы  радости  на  глазах родственников доказывают в очередной раз, что наш труд важен и нужен.
– Скажите, кто вообще идет сегодня  в  поисковики?  Это  в
основном  молодежь  или  люди постарше?
– Я думаю, все это зависит от моральных и деловых качеств каждого
человека. В основном это, конечно те, кто интересуется историей. К нам идут люди самых разных профессий, из разных слоев общества, разных возрастов. Внутри отряда все равны.
– Скажите, есть ли  набор обязательных качеств, навыков, которыми должен обладать хороший поисковик?

–  Я думаю, навыки – это не главное.  Должно  быть  огромное
желание, чувство долга перед павшими и любовь к Родине. Я думаю, это основные качества, которыми должен обладать поисковик. А  всему остальному можно научиться!
­ – Есть ли находки, которыми Вы особенного гордитесь?
–  Я  горжусь  вообще  всей коллективной работой нашего отряда.
Ценные предметы – это ведь всего лишь предметы. В первую очередь я горжусь тем, что мы поднимаем бойцов Красной Армии, находим их родственников, перезахораниваем их –  для нас это самое ценное.  А что касается военных предметов, то мы проводим выставки, уроки мужества, показываем людям эти находки и привлекаем их в поисковое движение.
– Почему, на ваш взгляд, нужно продолжать  искать,  продолжать помнить?
– «Война не закончится, пока не будет похоронен последний солдат…»
Этой  фразе  русского  полководца Александра Суворова уже более 200
лет.  Именно  этими  словами  мы руководствуемся, каждый раз выезжая на места сражений. До сих пор в окопах, стрелковых ячейках и траншеях лежат тысячи останков солдат, нехаороненных Героев, отдавших свои жизни за мирное небо над нами.  Я
считаю, что мы этим людям обязаны тем, что живем в свободной стране. Многих из нас вообще могло бы не быть, если бы победил фашизм. Поэтому наши павшие воины  должны быть с почестями перезахоронены, мы должны знать этих героев. Даже один, пусть всего один солдат, чье имя станет
известно,  стоит  труда  многих поисковиков. Поэтому обязательно нужно искать и находить.

Ирина Анатольевна Новоселова,  учитель истории и
обществознания,  МБОУ «Школа №154», газета «Приокский перекресток» Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» Приокского района.


от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *