В городе Нижний Новгород есть Дворец детского творчества имени Валерия Павловича Чкалова. На фасаде Дворца – мемориальная доска, на которой написано: «В этом здании в 1942 – 1944 годах формировались наборы школы юнг на Соловецких островах». А в самом Дворце расположен Музей боевой славы юнг-горьковчан, участников Великой Отечественной войны.  Музей был открыт 29 октября 1973 года. Его создавали сами юнги. В нём хранится множество экспонатов – морская атрибутика, фотографии,  документы, которые рассказывают о тяжёлой жизни и подвигах юнг.

В годы войны ещё совсем юные мальчишки рвались на фронт, их ловили и отправляли домой, но от этого желание защитить родину становилось только сильнее. И вот поступил приказ народного комиссара ВМФ Союза ССР по управлению подготовки и комплектования ВМФ:

«В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях Военно-Морского Флота, приказываю.К 1 августа 1942 года сформировать при учебном отряде Северного флота школу юнг ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 года. Адмирал Н. Г. Кузнецов».

Горьковские мальчишки, пожелавшие пойти в школу юнг добровольцами, проходили медицинскую комиссию во  Дворце пионеров имени В.П. Чкалова.Чтобы попасть в школу юнг, требовалось немногое – свидетельство о рождении и согласие матери. Вот только медкомиссию было пройти далеко непросто. Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Михаила Сергеевича Хорошева:

 «Медицинская комиссия располагалась в трех больших комнатах. Вызывали сразу троих. Раздевшись догола, мы представали перед врачами. Отбор был тщательным: малейший дефект зрения, слуха или еще чего-либо ставил прочный шлагбаум перед подростком – езжай домой, обратно к маме. И такие были. Я видел, как ребята со слезами на глазах вынуждены были возвращаться восвояси. Два дня мы проходили медкомиссию. Ночевали во Дворце пионеров. За это время успевали со многими ребятами перезнакомиться. Всего нас было около трехсот, но комиссия отобрала 160 человек. Остальные не прошли».

Однако на этом трудности не заканчивались. Само обучение также давалось с огромным трудом. Об этом свидетельствуют слова героя войны и одного из первых юнг-горьковчан, Лаптева Валентина Александровича:

 «В самом начале учебы особенно сложным было подниматься несколько раз за ночь по боевой тревоге. Порой только заснем, снова команда «Боевая тревога!». А ротный говорит: «Рядом фронт. Не забывайте это!». Мы держались, маменькиных сынков среди нас не было. Вид у нас всегда должен был быть аккуратным, мы подкладывали форму под матрас на ночь и спали. Утром брюки были как отутюженные».

Татьяна Ильинична Хорошенкова, руководитель музея:

– Соловецкая школа юнг Военно-морского флота успела подготовить пять выпусков: три во время войны и два — после. 4111 соловецких юнг Северного флота, начиная с 1943 года, образцово служили на кораблях Военно-морского флота, участвовали в речных сражениях на Волге, Днестре, Дунае, Амуре, Днепре, воевали на Дальнем Востоке, участвовали во взятии Сейсина и даже в штурме Берлина в качестве морских пехотинцев. Каждый четвертый  выпускник школы юнг был горьковчанин.   Девять кружковцев Дворца стали юнгами.  

 Из воспоминаний Сергея Алексеевича Барабанова:

«Стойко и мужественно несли наши земляки-юнги свои боевые вахты в трудных и подчас трагических условиях групповых налетов фашистских бомбардировщиков и подводных лодок. Наши земляки ветераны ВМФ свято чтут память моряков, погибших на тральщиках ТЩ-118, АМ-120, СКР «Бриллианта», «Взрыв» и другие. Командиру тральщика ТЩ-115 капитану-лейтенанту  А. И. Иванникову в экипаже которого служил юнга Василий Андров  за мужество и героизм, проявленные им лично и его экипажем было присвоено звание Героя Советского Союза.

В экипаже легендарного ТЩ – 120, командиром которого был наш земляк Герой Советского Союза  капитан-лейтенант Дмитрий Алексеевич Лысов, служил юнга Анатолий Негара , один из немногих, спасшихся после трагической гибели корабля и его командира». 

Татьяна Ильинична Хорошенкова, руководитель музея:

– В музее проводились встречи с ветеранами. Бывшие юнги очень помогали музею. Сергей Константинович Раков сделал макет землянки, в которой жили юнги во время учебы на Соловецких островах. По результатам работы поисковых отрядов Нижегородской области именем юнги Саши Чаулина названа улица в городе Выкса Нижегородской области.  Александр был морским разведчиком. Он не вернулся с боевого задания. И о том, что с ним случилось, родные узнали спустя много лет из данных немецких архивов. Юный разведчик и его друзья были растерзаны немецкими овчарками.
Отвага, бесстрашие, самоотверженность – все эти качества проявили юнги, служившие после окончания школы на всех флотах и флотилиях.
И, когда, сегодня дети приходят в музей юнг, то главное потрясение – то, что эти отважные мальчишки были их ровесниками».

В музее юнг проводятся экскурсии для детей, школьников города, а также для ребят, которые несут вахту памяти у Вечного огня Славы в Нижегородском кремле.

Виктория Букина, Игорь Андреев, Арина Вишневская, Медиаклуб ДДТ им. В. П. Чкалова.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *