5 декабря — День воинской славы России!
Сегодня исполняется 80 лет со дня начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Оно явилось решающим этапом Московской битвы 1941–1942 годов.
В ходе контрнаступления были разгромлены и отброшены ударные группировки противника, охватывающие Москву с севера и юга, устранена опасность, нависшая над Москвой и Московским промышленным районом. Началось освобождение захваченной врагом территории.


«Разгром немецких войск под Москвоой» — так называется советский документальный фильм о Битве за Москву в Великой Отечественной войне, снятый на Центральной студии кинохроники в октябре 1941 — январе 1942 года.
Это первый советский фильм, получивший в 1943 году премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».


Кинооператор Роман Кармен в своих воспоминаниях «Но пасаран!» писал: «Киногруппа Западного фронта вместе с операторами Центральной студии, снимавшими в Москве, насчитывала не более тридцати человек. Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни. Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа. Люди работали с предельным напряжением. Особенно воодушевились, узнав о том, что решено создать фильм «Разгром немецких войск под Москвой» — первый военный полнометражный документальный фильм.(…) А в Лиховом переулке, куда непрекращающимся потоком шёл материал, работал, не зная отдыха, весь коллектив студии — лаборанты, монтажницы, ассистенты, редакторы, огромный отряд документалистов, возглавляемый режиссёрами Ильей Копалиным, Леонидом Варламовым и Романом Григорьевым»

Режиссёр фильма Илья Копалин  в книге «Рассказ о творческом пути» вспоминал: «Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.

Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучивание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками».

Фильм посмотрел И. Сталин, внес правки. К 24-й годовщине Красной Армии было отпечатано 800 кинокопий — большой для того времени тираж. 18 февраля 1942 года  фильм вышел на экраны СССР.

В фильме звучит «Марш защитников Москвы» («Песня защитников Москвы») — военный марш Красной Армии, появившийся в ходе Битвы за Москву. Слова Алексея Суркова, музыка Бориса Мокроусова.

Медиаклуб Дворца детского творчества им. В.П. Чкалова.

.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *